МО СП "Улекчинское"
улус Улекчин Закаменского района Республики Бурятия

Укажите название достопримечательности

Священная гора Ундэр-Баабай.
Республика Бурятия, Закаменский район, улус Улекчин

Победитель конкурса "7 чудес природы Бурятии" перевал Ундэр-Баабай (в переводе с бурятского означает «высокий, высокочтимый отец») представляет собой замечательный природный памятник. Это горный массив, состоящий из высокой скалистой горы и прильнувших к ней трёх одинаковых сопок над самой рекой Джидой. С южной стороны, т.е. со стороны реки, все три сопки образуют отвесную скалистую поверхность, и каждая сопка интересна и уникальна по-своему. В середине первой сопки на скальной поверхности имеется пещера, которую можно увидеть только с Мухорской долины. На второй сопке, которую называют «Барисаан», встречают и провожают гостей района. К подножию третей сопки ведёт узкая козья тропа. С одной стороны - отвесная каменная стена, ухватится не за что. А с другой стороны - бездна, где далеко внизу, у самых скал стремительно несётся река Джида. Но когда, наконец, доберёшься до подножия, из-под огромной скальной ниши в двух местах бьёт минеральный источник - аршан. Рядом на густых кустарниках висит большое количество полосок разноцветных тканей - ленточки молитв. Первый аршан помогает от болезней желудочно-кишечного тракта, а слева второй, что капает как слезинка, - исцеляет зрение. Между расщелинами скал имеются глиняные отложения, употребив которые в определённых дозах, можно вылечить язву желудка. Так Ундэр Баабай исцеляет и оберегает всех жителей района. Он последним провожает нас в путь и первым встречает в родном краю.

Субурган Богдо Зонхобо.
Республика Бурятия, Закаменский район, улус Улекчин

Первый Улекчинский субурган был построен в 1850-х годах, т. е. лет через 10-15 после основания Цэжэ-Бургалтайского дацана. Это был маленький каменный памятник на перепутье дорог из Барун-Гол и Зүн-Гол. На двух священных горах имелись по одному обоо, которым поклонялись представители разных родов. Сами священные горы своими острыми скалистыми ребрами оказались друг против друга на одной линии. Стараясь взять вверх один над другим, эти два обоо постоянно соперничали. Это плохо отражалось на жизни улекчинцев, оказавшихся на середине этого противостояния. Чтобы помирить хозяев гор, размежевать, построили между ними субурган. Он называется Боди субарга, что означает сэдьхэл номгоруулха (успокоение души). Закладку фундамента Боди ступы начали в год Мыши в 1924 году. Под бандак (фундамент) был зарыт Алтан Бумба (священный сосуд), замуровано оружие. Над ним водрузили отесанный с четырех сторон кедровый брус высотой 9 метров, весь исписанный специальными молитвенными текстами (сурагшанда бэшэгши тарни). Для рубки и траспортировки из тайги этого кедрового бруса назначались мужчины, родившиеся в наиболее благоприятные годы по восточному календарю и соответствующие по книге астрологов. Выбирал кедр духовное лицо, и плотники сразу на корню метили все части света – восток, юг, запад, север, чтобы не ошибиться при водружении. 
Вокруг этого бруса заливали бандак – фундамент. По поверью, бандак вбирал в себя мощь земли. На бандак-фундаменте  располагается хранилище субургана – сэнтээ. Это обложенный кирпичной стеной деревянный ящик, где аккуратно уложены матрасы, одеяла, подушки, сшитые из шелка и других дорогих тканей. Их шили самые искусные мастерицы улекчинской долины. Шили бесплатно. Само участие в добродетели было почетно. Клали в хранилище предметы, сделанные из 9 драгоценностей: золота, серебра, стали, бронзы, меди, перламутра, лазурита, латуни, коралла. Все это со всех сторон было утрамбовано, накрыто сушеными благовонными растениями – санзай. Над хранилищем – сэнтээ возвышался купол – бумба, внутри которого в пяти шелковых мешочках хранились пять видов слегка поджаренных злаковых зерен. Все эти предметы и злаки были вложены неспроста. Согласно преданию, которое бытует среди местных жителей, иногда ночью на субурган слетаются духи гор Закамны, Джиды, Тунки и даже далекой Оки. Они умываются, очищаются из четырех аршанов святых гор Сайхан, Хонгор, Хатан, Ундэр-Баабай. Потом раскуривают благовонный санзай и, удобно расположившись на одеялах, подушках, отведывают поджаренные зерна и ведут неспешный свой разговор. Перед рассветом, пожелав всяческих благ жителям этой долины, расходятся по своим владениям. 
В годы советской власти субурган был разрушен, но проезжавшие мимо продолжали поклоняться этому месту. Лишь только в 1990-ые годы был он восстановлен по инициативе жителей села и буддийской общины прихода Бургалтайского дацана.
Через три года по заказу улекчинских верующих был заново сделан Алтан Соёмбо, который выполнил в городе Улан-Удэ мастер из Иркутской области. Также были установлены колокольчики, привезенные из Москвы. Привезли супруги Соелма и Ашата Раднаевы. Поэтому 23 сентября 1993 года был проведен еще один арамнай.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике